Когда возникает проблема, буддийские практикующие выходят за рамки вопрошания «кто виноват»?
Вместо этого они стремятся утвердиться в состоянии ума, наиболее благоприятном для обнаружения причин и условий, которые способствовали возникновению проблемы.
Они не спрашивают, чья это вина, а исследуют природу проступка. Обвинять - значит искать виноватого, а понимать причину возникновения - отслеживать сеть внутренних и внешних факторов.
В первом случае – это поверхностный (грубый) способ восприятия; во втором – тонкое восприятие. Вина говорит: «Я прав. Я знаю, что это так». Внимательность побуждает нас задавать вопросы: «Так ли это, как мне кажется? Возможно я чего-то не вижу?»
Каково альтернативное объяснение? Вина питается отсутствием понимания, а внимательность развивается благодаря осознанности.
Привлекательность приписывания вины - в эмоциональном облегчении, которое она может дать. Награда за структурирование внутренних и внешних связей (внимательность ума) - радость видеть ясно.
Аджан Джаясаро
1 июня 2019