|
|
|
РИТУАЛ ПОДНОШЕНИЯ ПИЩИ МОНАХАМ
ТРАДИЦИИ ТХЕРАВАДА
ПОЧТИТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К МОНАХАМ
Буддизм практикуется во всем мире и имеет множество различных традиций. К буддийским монахам всегда следует относиться с уважением в любой социальной ситуации. Этот простой жест создает пространство и уважение в процессе приветствия, и его можно быстро освоить. Держите расстояние между собой и монахом, идеальным будет около метра. Рукопожатие или близкий контакт с монахом недопустимы.
Сложите обе руки ладонями друг к другу в позе «молитвы»-анджали. Поклонитесь пару секунд и вернитесь в исходное положение. Завершив поклон, вы почтительно поприветствуете буддийского монаха. Таким образом поступают миряне в различных буддийских странах. Это считается вежливым и уважительным.
ПОДНОШЕНИЕ САНГХЕ
- Монашеская Сангха полностью зависит от подношений (Даны)мирян. Так как невозможно предлагать деньги непосредственно монаху (финансовые пожертвования могут быть переданы ответственному за это мирянину или деньги кладут в ящик для пожертвований), еда и другие реквизиты могут быть предложены монахам любым человеком.
- Приготовленную пищу можно предлагать прямо в чашу для подаяний монаха. Обычно это происходит, во время специальных церемоний, когда у каждого присутствующего есть возможность предложить небольшое количество еды (например, рис) каждому монаху. Такая практика, называемая «пиндапата».
- Это также может произойти, когда небольшая группа монахов идет в город. Там они стоят на открытом месте со своими чашами для подаяний, чтобы получить пожертвования ежедневной еды. Во многих буддийских странах — это часть повседневной жизни.
- Другие продукты питания и вещи для общины или отдельного монаха обычно предлагают во время трапезы, хотя это может случиться в любое время до полудня. Этикет для этого – приблизится и отдать предмет (еду или питье) прямо в руки монаха. Монах сам никогда не протягивает руки, чтобы взять пищу. Для подношения можно использовать поднос, в который можно поместить одновременно блюда с разной пищей.
- В Таиланде обычай заключается в том, что в случае подношения пищи монаху женщиной, тот принимает ее, прикасаясь специально предназначенным для этого кусочком ткани. В западном контексте это может быть необязательно, но тайские монахи и миряне в целом соответствуют этому стандарту.
- Еще следует особо обратить внимание на то, что как только монах получил предмет еду или питье, миряне не должны к ним прикасаться или перемещать. Если такое произойдет, то придётся предлагать пищу повторно.
- Перед тем как сделать подношение едой, даритель может сказать, к примеру: «Я предлагаю вам эту пищу».
- Если мирянин делает подношение целыми не разрезанными или очищенными фруктами, то нужно провести специальный ритуал. Когда монах приблизившись увидит фрукты, он произносит "Kappiyaṃ karohi" -"Сделайте это разрешённым", а мирянин надрезав (уколов) ножом один из верхних лежащих в миске и касающихся друг друга фруктов, отвечает "Kappiyaṃ Bhante" "Это разрешено к употреблению, достопочтенный". Если подношение делается разрезанными или очищенными фруктами, то они становятся «поврежденными» и соответсвенно разрешенными. Ритуал в таком случае не делается.
- !!! Важно для женщин. Монахи нашей традиции, по Винае, могут находиться в одной комнате с женщиной не более 7 минут. Поэтому, быстро сделав подношение женщина должна покинуть помещение. Если же она хочет. остаться подольше или поговорить с монахом, то для этого ей нужен помощник.
ВРЕМЯ ДЛЯ ПОДНОШЕНИЯ САНГХЕ ПИЩИ
Пищу для трапезы можно поднести в любое время, но с учетом того, что монах должен закончить трапезу до полудня (до 12 часов в зимнее время, до 13 часов – в летнее). В тайских монастырях сангха идет за подаянием сразу же после восхода солнца (около 6 утра) и заканчивает трапезу около 9 утра. В западных монастырях обычно монахи едят 2 раза.
Небольшой завтрак в 7 утра и основная трапеза с 11 утра до полудня. Еда, которая осталась после трапезы съедается мирянами и считается чистой пищей.
После полудня существует несколько послаблений для монахов, называемое «лекарством».
ПРОДУКТЫ, КОТОРЫЕ ПРИНЯТО СЧИТАТЬ «ЛЕКАРСТВОМ»:
- мед
- горький шоколад без добавления молока, орехов, изюма и тд). Сюда же относятся конфеты «Трюфель».
- имбирь (в том числе засахаренный)
- сыр, творог. В России можно поднести монаху детские глазированные сырки с темным шоколадом, но без добавок, таких как сгущенное молоко и т.п.
- сок
- соевое молоко
Монах может хранить мед в течении месяца. Остальные продукты, которые считаются лекарством, хранятся 7 дней. Если у монаха за это положенное время остались продукты, считающиеся «лекарством», то он может передать любому члену из сангхи или мирянам.
Подношение напитками горячими и холодными можно делать несколько раз, в течении дня.
|
|
|
|